|
Алмаз - первый между драгоценными камнями; греки называли
его непобедимым (долго, еще в Средние века, держалось поверье, что алмаз
растворяется в свежей козлиной крови) αδαμας, откуда и происходит его название:
Diamant. Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в виде октаэдров,
гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других полногранных форм. Некоторые
октаэдры представляют двойники прорастания из двух одинаково развитых
тетраэдров, и на этом основании принимают, что алмаз вообще кристаллизуется в
тетраэдрическом гемиэдрическом отделении правильной системы. Плоскости и ребра
алмаза часто закруглены, и самые кристаллы приближаются к шаровидной форме.
Кроме хорошо образованных кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары -
так называемый "борт". Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного
алмаза носят название "карбоната" и при сгорании оставляют до 2 % золы. Алмаз
обладает высшей твердостью = 10, совершенной спайностью по плоскости октаэдра и
раковистым изломом; он хрупок вопреки мнению древних, которые думали, что скорее
молот разлетится вдребезги, чем разобьется алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так
наз. алмазный блеск), игра цветов, происходящая от сильного лучепреломления
(показатель преломления = 2,42) и светорассеяния вместе с твердостью служат
хорошими отличительными признаками алмаза. В хороших чистых экземплярах алмаз
совершенно бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные -
белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные разности. При
исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда оптическая аномалия -
несвойственное кристаллам правильной системы двойное лучепреломление; она
объясняется внутренними натяжениями в кристалле. Указания на нахождение в
некоторых алмазах органических тканей основано, по-видимому, на смешении с
минеральными ветвистыми дендритами. В других кристаллах найдены несомненные
микроскопические включения рутила, железного колчедана, пластинки железного
блеска, ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6.
По химическому
составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камней тем, что
не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а представляет чистый углерод.
При сильном накаливании при доступе кислорода алмаз сгорает без остатка и
образует при этом чистую угольную кислоту; последнее было открыто Лавуазье после
того, как еще в 1649 г. флорентийские академики, по предложению Космуса III,
впервые улетучили алмазы в большом "чирнгаузенском" зажигательном зеркале.
Густав Розе нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха,
переходит в другую разновидность углерода - в графит. Алмаз встречается
главным образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками
различных минералов и горных пород - в наносах, речных песках, а также и
в коренных месторождениях. Алмаз сопровождают различные другие
драгоценные камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат,
гиацинт, а также самородное золото и платина. Прежде других стали
известны месторождения в Ост-Индии, на востоке Дехканского
плоскогорья; эти месторождения уже очень сильно истощены. В 1727 были открыты
богатейшие месторождения Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке
или Диамантины, также у Ла-Хапады в провинции Бахии. В Бразилии алмаз
встречается в россыпях, но, кроме того, в виде вкраплений в так называемом "каскальо"
- особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом коренном
месторождении в тонкосланцеватом гибком слюдяном песчанике, называемом "итаколумитом".
В Индии в последнее время найдены у Мадраса алмазы даже в граните. Кроме того,
алмазы найдены в Австралии, Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на
Борнео и Суматре и на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.).
С 1867 г. стали известны богатые месторождения Южной Африки - "Капские" алмазы.
В Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо, где находятся
алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в россыпях, в конгломератах
и брекчиях, состоящих из серпентина, а также оливина, бронзита; коренной породой
считают здесь богатую оливином диабазовую породу. Наконец, есть несколько
указаний на нахождение алмазов в метеоритах. Общий вес всех алмазов, находящихся
в обращении, определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует
увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях добыто уже
свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
|
В 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел искусство
шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти исключительно в
Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму бриллиантов (два тупых конуса,
сложенных основаниями), причем часто пользуются октаэдрической спайностью; число
одинаковых фасеток 4 или кратное 4-м; то их шлифуют в виде розы или розетки
(плоское основание с рядами треугольных пришлифованных плоскостей - преобладает
число 6), то придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся
бриллианты. |
Самые большие,
а потому и очень редкие
бриллианты
ценятся необычайно дорого и считаются историческими
достопримечательностями; таковы: Великий Могол, Орлов, Регент,
Флорентийский, Звезда Юга, Кохинор, Шах, Санси, Полярная Звезда. Так
называемый Орлов (194 3/4 карата) украшает вершину русского скипетра; он имеет
форму богатой гранями розы и происходит из Индии, где он служил глазом одной из
статуй Брамы. Он попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был
похищен французским гренадером и после многих странствований был приобретен
графом Орловым для императрицы Екатерины II в 1794 г. за сумму в 450000 рублей,
ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинор также происходит из
Индии, где и посейчас сокровища князей и храмов состоят главным образом из
алмазов и драгоценных камней; он принадлежал лагорскому радже, откуда в 1850 г.
стал добычей английского войска, а теперь находится у королевы Англии, Виктории;
после шлифовки в Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 106 1/16 кар. Самый
большой из бразильских алмазов, Звезда Юга, весом первоначально 247 1/2 кар., а
после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был в 1702
году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в голову, чтобы
скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом, которому он доверил свою
тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за 1000 фунтов стерлингов
губернатору Питту, который в свою очередь продал его за 3 3/4 миллиона франков
герцогу Орлеанскому. Во времена Республики он был похищен вместе с остальными
коронными алмазами, затем снова найден и попал к Наполеону I украшением его
шпаги. В битве при Ватерлоо Регент попал в прусские коронные сокровища, где
находится и по настоящее время. Первоначально он весил 410 кар., теперь - 136
3/4. Великий Могол весит 279 кар.; величайший из существующих алмазов
принадлежит маттанскому радже на Борнео и весит 363 карата. Красивый Санси,
весящий лишь 53 1/2 карата, имеет грушевидную форму и самой чистой воды. Его
судьба в высшей степени интересна; происходя из Индии, он в Европе стал
достоянием Карла Смелого Бургундского, погибшего в битве при Нанси; алмаз был
здесь найден швейцарским солдатом и продан за гульден какому-то духовному лицу.
В 1489 г. алмаз попал к португальскому королю Антону, который, нуждаясь в
деньгах, продал его за 100000 франков французу, от которого он и попал к
Ле-Санси. Когда Санси отправился посланником в Солотурн, король Генрих III
приказал ему послать в виде залога алмаз. Слуга, который вез алмаз, в дороге
сделался жертвой нападения и был убит, но успел проглотить алмаз; Санси велел
вскрыть труп и нашел алмаз в желудке слуги. Впоследствии алмаз Санси находился у
короля английского Якова II, у Людовика XIV, у Людовика XV. В 1835 г. он был
куплен обер-егермейстром князем Павлом Демидовым за 1/2 мил. рублей для русского
императора. Флорентинский алмаз, иначе Великий Герцог Тосканский, находится у
австрийского императора; Карл Смелый Бургундский потерял его в 1475 г. в битве
при Грансот; он был найден швейцарцем и за гульден продан какому-то духовному
лицу, которое уступило его за три франка в Берне. Впоследствии он попал к
миланскому регенту Людовику Сфорце, затем к папе Юлию II и, наконец, в Вену. Из
цветочных алмазов знаменит синий, цвета сапфира, алмаз Норе, находящийся у
семейства Норе в Амстердаме, и зеленый алмаз в Зеленой галерее (gr ünes Gewö lbe)
в Дрездене. С тех пор как были открыты африканские копи, алмазы, весящие после
шлифования более 75 каратов, перестали быть редкостью. Виктория, Грет-Уайт (Great-white),
или Королевский алмаз, происходит, как полагают, из Южной Африки. В настоящее
время это второй по величине бриллиант в мире; первоначально камень весил 457
1/2 каратов, вес после шлифования 180 каратов, стоимость около 1.000,000 руб.
Наконец, 28 марта 1888 года в южно-африканской копи Де-Беера был найден
октаэдрический кристалл алмаза, весящий 428 1/2 каратов; цвет его не вполне
белый, но с слабым желтоватым оттенком, как почти все африканские (капские)
алмазы. Принимая во внимание форму кристалла, полагают, что из него можно
вышлифовать бриллиант весом в 200 каратов, который был бы величайшим в мире.
|
Относительно
оценки алмазов
существует еще много разногласий; можно, однако же, принять за среднюю
стоимость одного карата (карат - единица веса для драгоценных камней;
величина его несколько изменчива и колеблется в пределах от 197 -2 06
миллиграмм, в среднем 4 1/2 доли золотника) необделанного алмаза,
годного для шлифования, - 10-2 5 рублей, а одного карата отшлифованного
алмаза, бриллианта - 80-1 35 рублей. Для определения ценности больших
камней установлено такое правило, что стоимость одного карата множат на
квадрат числа каратов; так, алмаз в 2 -3-4-1 0 каратов стоит в 4 -9-16-1
00 раз больше алмаза того же достоинства весом в 1 карат. За пределами
20 каратов определяемая таким путем ценность становится, однако же,
более или менее воображаемой, нереальной, так как находится слишком мало
покупателей таких больших и дорогих камней. |
Подделкой алмазов
являются так называемые
полубриллианты, у которых к верхней
настоящей половине приклеен мастикой в виде нижней части другой камень. Слабо
прокаленные сапфиры, гиацинты, топазы нередко выдаются за алмазы; но два
последних камня тяжелее алмаза, а топаз, кроме того, при нагревании
электризуется, чего не наблюдают у алмазов. Горный хрусталь и подделки из
страсса (свинцовое стекло с сильным светорассеянием и большим показателем
преломления) значительно легче алмаза, менее тверды и блестящи. Лучшим
отличительным признаком алмазов служит все-таки их твердость; алмаз не чертится
и не шлифуется ни наждаком, ни каким-либо другим телом, кроме своего
собственного порошка. Царапины, пятна, вообще недостатки алмазов легко
распознаются при погружении кристаллов в жидкий сероуглерод, калиево масло,
вообще жидкости, показатель преломления которых очень близок к алмазу.
|
Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод:
искусственное
приготовление алмазов кажется, как будто, вследствие этого довольно простым:
стоит лишь перевести аморфный углерод, столь распространенный в природе, в
кристаллическую форму правильной системы. Все попытки этого рода не привели,
однако же, еще к практическим результатам. Правда, Депретцу (Despretz) в Париже
удалось в 1853 году, действуя электрическим током на сахарный уголь в
безвоздушном пространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие
октаэдрические кристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь
микроскопические кристаллики, и их приготовление потребовало больше месяца
работы. Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике,
достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (Ballantyne Hannay) в
Глазго. |
Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщает в своем "Trattato"
Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобы придать больше огня.
Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные, так как алмаз сам по себе
отличается чистейшей "водой" и игрой цветов, золото же всегда придает ему легкий
желтоватый оттенок, как бы он ни казался незаметным. Современное ювелирное
искусство впадает в ошибку другого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов
и т. п. невыгодные комбинации; так, напр., в розе один лепесток закрывает
другой, а это уже потому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и
вместо яркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание.
Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы в
звездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественною природой
алмаза, с характером его огненных лучей. Алмаз шлифуется алмазным же порошком;
для шлифования преимущественно употребляется борт. Карбонат, показывающийся
иногда кусками величиною с кулак, служит для шлифования и бурения твердых горных
пород (алмазный бур). Многие интересные подробности читатели найдут в следующих
сочинениях: Клуге, "Edelsteinkunde"; Шрауф, "Edelsteinkunde"; Кинг, "Natural
history of precious stones"; M. Пыляев, "Драгоценные камни". |